УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

Реестры зачисления и выдачи документов обучения УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

>Вход на порал
Регистрация
     ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ НА МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЙДИТЕ ПО ДАННОЙ ССЫЛКЕ РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ ПО ДАННОЙ ССЫЛКЕ

 
В рамках социальной программы
 "Бизнес-Обществу"
общероссийский
КОНКУРС
профессионального мастерства
для работников ДОУ Российской Федерации
 
 
   

 

«ШКОЛА МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ»

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ЭФФЕКТИВНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ»

 

Н. А. Синичкина

педагог-психолог, высшая квалификационная категория

(МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 76 «Ветерок»

город Набережные Челны)

        

  Успех в воспитании детей в дошкольном уч­реждении во многом зависит от того, насколько качественно и продуманно будет спланирована и проведена работа с родителями в плане их педагогического просвещения – как об условиях воспитания в организованном детском коллективе, так и о правилах взаимодействия структур «ребенок-ребенок», «ребенок – взрослый».

Такая работа наиболее эффективна в период подготовки дошкольников и их родителей к поступлению в детский сад, через организацию родительского всеобуча. Какое бы название ни носила данная форма просвещения, суть ее остается одной: в первую очередь, к поступлению ребенка в детский сад должны быть готовы его родители.

Строится работа с родителями по адаптации детей к условиям детского сада в строгом соответствии с годовым планом, в котором предусмотрено включение в этот процесс всех специалистов ДОУ.

Задачи работы с родителями могут быть различны в ситуации вариативности предоставления услуг дошкольными учреждениями. Но основные задачи  имеют общую основу для ДОУ разных видов, ведомств и форм собственности.

Прежде всего, в годовом плане учреждения в обязательном порядке планируются мероприятия, предусматривающие решение следующих задач:

формирование системы взаимодействия с семьями воспитанников;

— организация психопрофилакти­ческой работы с детьми, разрабо­тка стратегии сопровождения каждого ребенка посредством реализации индивидуальной про­граммы развития;

— обеспечение информационно-кон­сультативной помощи родите­лям в подготовке ребенка к по­сещению ДОУ;

— реализация адаптационных мер при переходе детей из домаш­ней среды в детское учрежде­ние (соблюдение режимных мо­ментов в домашних условиях, режим питания, посещение дет­ского сада совместно с родите­лями, ведение адаптационных листов наблюдения и т.д.).

Рассмотрим алгоритм эффективной модели по формированию взаимодействия дет­ского сада и семьи в период адаптации на примере МБДОУ компенсирующего вида (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), который подразумевает как создание нормативной базы, так и координацию деятельности специалистов ДОУ.

   1. Создание нормативной базы

При создании нормативной базы опираемся, прежде всего, на следующие документы:

а) Положение о приеме детей в детский сад

б) Положение о «Школе молодого родителя»

в) Годовой план работы ДОУ, раздел «Работа с родителями»

в) Приказы о проведении Дня открытых дверей и «Школы молодого родителя»

Перечень нормативно-правовых документов может быть расширен, исходя из специфики работы детского сада. В нашем варианте – ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

   2. Координация деятельности специалистов ДОУ

С целью координирования деятельности специалистов ДОУ разработана схема распределения полномочий:

Ø     Заведующий ДОУ

- создает банк данных о семье воспитанника и о воспитаннике (итоговый результат данной работы - «Паспорт воспитанника»);

- проводит предварительную информационную работу с родителями будущих воспитанников;                                          

- организует Дни открытых дверей,  занятия «Школы молодых родителей» (издает приказ по ДОУ, координирует деятельность персонала)

Ø     Медицинский коллектив ДОУ (состав коллектива: старшая медицинская сестра, медицинская сестра физиолечения, врач-ортопед, медсестры по массажу, инструктор ЛФК).

а) В полномочия старшей медицинской сестры входит:

- изучение медицинских карт

- определение возможных причин отнесения ребенка к группе риска

- проведение бесед, консультаций, семинаров-практикумов для родителей

 б) в полномочия медицинской сестры физиолечения входят:

- заполнение амбулаторных карточек на ребенка

- информационно-консультативная помощь

в) врач – ортопед проводит:

- осмотр детей (ставит диагноз)

- назначает лечение

- проводит консультации и беседы с  педагогами и родителями

г) медицинские сестры по массажу проводят беседы, консультации, мастер-классы для воспитателей и родителей

д) в полномочия инструктора ЛФК входит:

- проведение лечебной физической гимнастики

- диагностика силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса

- проведение бесед, консультаций, семинаров-практикумов как для воспитателей, так и для родителей.

Ø     Педагогический коллектив ДОУ

1) Старший воспитатель осуществляет:

- информационную поддержку родителей  о возрастных особеннос­тях детей, основных видах деятельности, организации игровой деятельности детей в домашних условиях;

- наблюдение за поведением детей, обсуждение результатов наблюдений с воспитателем и родителями;

2) Педагог-психолог

а) оказывает психологическую помощь детям и их родителям

б) проводит диагностику психического развития ребенка

в) создает индивидуальные программы сопровождения ребенка с определением прогноза течения адаптационного периода

г) выявляет психологически неблагополучные семьи

д) осуществляет мониторинг и профилактику  детско-родительских взаимоотношений

3) Воспитатель

- определяет уровень развития малыша, осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие, использует тип общения, соответствующий его воз­можностям,

- устанавливает доверительные отношения с родителями;

- выстраивает с ребенком отношения, удов­летворяющие его потребности в защите и безопасности, доверии к взрослому;

4) Инструктор по физической культуре

- оказывает информационно-консультативную помощь по вопросам физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, закаливающих мероприятий

    Работа с родителями в подготовительный период адаптации в ДОУ проходит в несколько этапов:

1 этап -  март-апрель (сроки могут быть другими – зависит от времени массового поступления малышей в детский сад, как правило, наиболее рациональным являются сроки за 2-3- месяца до поступления ребенка в ДОУ), решение организационных вопросов (с родителями, с коллективом);

2 этап    апрель,  проведение Дня открытых дверей (в зависимости от специфики работы ДОУ, ДОД  может быть не один);

3 этап -  апрель - май, занятия родительского всеобуча в «Школе молодых родителей»;

4 этап - май – июнь, индивидуальные консультации с педагогом-психологом ДОУ.

Прим. Данная поэтапная разбивка рассчитана исходя из того, что дети в ДОУ будет поступать с июня месяца.

    Первый этап «Решение организационных вопросов включает»:

а) Согласование действий сотрудников при организации адаптационного периода:

- малый медико-педсовет – отчеты воспитателей с анализом проблем течения адаптационного периода предыдущего года (в том числе, на актуальные темы: «Результаты реализации системы коррекционно-оздоровительной работы» и т.д.).

- проведение консультаций, мастер-классов для группового персонала (воспитателей и младших воспитателей) на темы: «Вариативное планирование воспитательно-образовательной работы в период адаптации», «Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет», «Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе», «Работа с родителями», «Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению», «Игры и упраж­нения, направленные на эмоциональ­ную разрядку, знакомство детей друг с другом и сплочение группы» и т. д.

- совещание при заведующем на  тему: «Этапы работы с родителями в подготовительный период адаптации»

-  подготовка информационных стендов, консультаций: "Психологические особенности детей раннего возраста", «Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации», «Ваш ребенок впервые идет в детский сад, помогите ему!», разработка памяток для родителей и сотрудников ДОУ.

Информационные стенды  с консультациями оформляются в двух направлениях – психолого-педагогическом (педагогом-психологом) и воспитательно-образовательном (воспитателями групп)

б) Работа заведующего ДОУ с родителями в организационный период включает следующее:

- по индивидуальному графику заведующий ДОУ заключает договора с родителями вновь поступающих детей;

- оформляет паспорта воспитанников (карточка основных сведений о ребенке, договор между ДОУ и родителями (законными представителями) ребенка, заявление от родителей о приеме в ДОУ. Копии: свидетельства о рождении, паспортов родителей, медицинского полиса ребенка, и др . – при условии соблюдения требований ФЗ РФ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152 – ФЗ).

- предоставляет каждой семье «Памятки», в основе которой — информация рекоменда­тельного характера о пребывании ребенка в детском саду;

-  направляет родителей на собеседование к педагогу – психологу (по индивидуальному графику);

- родителям предлагается заполнить карту «Основные сведения о ребенке»

- Осуществляет контроль за формами работы специалистов по данной проблеме.

  Второй этап - Проведение Дня открытых дверей.

Проводится для родителей с целью ознакомления со спецификой работы ДОУ. В связи с этим могут быть проведены Дни открытых дверей, каждый из которых имеет свою тематическую направленность.

Многолетний опыт работы позволил создать определенную систему проведения Дня открытых дверей. Программа Дня открытых дверей для молодых родителей предусматривает:

1. Экскурсия и просмотр открытых занятий в детском саду:

-  осмотр групповых помещений, помещений для дополнительных занятий, залов ЛФК, физкультурного, музыкального, просмотр открытых занятий (предпочтительнее – в группах воспитателей, которые будут принимать малышей),

-  посещение лечебного блока, знакомство с его специалистами

-  знакомство с персоналом (шеф-повар, машинисты по стирке белья, заместитель заведующего по хозяйственной работе, делопроизводитель, инструкторы ЛФК и т.д.)

2. Просмотр  медицинских процедур в лечебном блоке.

Массаж, физиолечение на аппаратах «Амплипульс» (аппарат низкочастотной терапии), «Орион» (аппарат лазерный низкоинтенсивный) и т.д.

  Третий этап - Занятия родительского всеобуча в «Школе молодых родителей».

В апреле-мае для родителей, поступающих в детский сад детей,  проводится  4 занятия родительского всеобуча - «Школа молодых родителей».

Составной частью «Школы молодых родителей» являются:

1 – теоретическая часть занятия (непродолжительная по времени, желательно без участия детей);

2 -  практическая часть занятия (с детьми).

Тематика основных занятий (организационные формы могут быть различными – и занятий, и тренинги, и беседы, и игровые досуги, и т.д.) подбирается, исходя из потребностей родителей.

Однако наиболее значимой для родителей представляется информация о тех, новых для малыша условиях, в которые он попадает, придя в детский сад.

Именно об этом идет разговор на первом семинарском занятии «Школы молодого родителя».

  Во время проведения занятий «Школы молодых родителей»:

Старший воспитатель:

- проводит практикумы «Вечерние игры в период адаптации», «Сенсорные игры», «Игры на кухне» и т.д.

Педагог-психолог:

- тренинговые и игровые упражнения «Общаемся, играя»

Старшая медсестра:

- организует дегустацию блюд «Здоровое питание – здоровый малыш»;

- практикум «Точечный массаж – профилактика ОРЗ», «Коррегирующая гимнастика для глаз».

Врач-ортопед: (ст. медсестра лечебного блока)

- практикум «Занятия ЛФК и соблюдение ортопедического режима в семье»

Медсестра физиокабинета

- практикум «Су-джок терапия»

Инструкторы ЛФК, инструктор по ФК:

- организуют и проводят практикумы с применением атрибутики (на тему: «Игры в домашних условиях на коррекцию нарушений осанки», «Игры на профилактику плоскостопия»)

Учитель-логопед

- практикумы («Пальчиковые игры дома»)

Воспитатели

Самопрезентация воспитателей групп раннего возраста:

- «Визитная карточка воспитателя» (Ф. И. О., стаж работы в данной должности и в данном учреждении, квалификационная категория, основная программа, по которой работает группа, особенности («изюминки», увлечения)  данного педагога, которые обогатят воспитательно-образовательную работу с детьми);

- Тема, над которой углубленно работает педагог, результаты работы педагога с детьми (выставка продуктивной деятельности дошкольников, сведения о подготовке  дошкольников данной группы в школы, гимназии), хобби.

- Задачи на будущее

Концерт «Весенний «Ветерок» - итоги кружковой работы дополнительного образования (видеопрезентации, выступления воспитанников, выставки работ»).

Четвертый этап - Индивидуальные консультации с педагогом-психологом позволяют решить следующие проблемы:

— определить условия и вариант развития ребенка до поступления в ДОУ

- выявить проблемное поле се­мьи;

- снять психологическое напряжение, связанное с поступлением ребенка в ДОУ

- простроить алгоритм постепенного вхождения ребенка в условия детского сада;

- дать рекомендации родителям по облегчению течения адаптационного периода:

- отследить течение адаптационного периода у каждого ребенка.

— выработать алгоритм работы с детьми в период адаптации, особенно с детьми «группы риска»;

— оказать психопрофилактическую помощь ребенку и семье в адаптационный период;

— способствовать мягкой успешной адаптации ре­бенка.

***

   В адаптационный период большое значение имеет пропаганда педагогических знаний через наглядную информацию (выпуск газеты ДОУ, «Памятки», стенд «Психолог советует», в группах – «Для вас, родители!», материалы сайта ДОУ).

Все мероприятия, проводимые в ДОУ, позволяют реально выстро­ить работу по социально-психологиче­ской поддержке родителей при подго­товке ребенка к посещению детско­го сада, профилактике детско-родительских взаимоотношений, облегчить привыкание ребенка к новым условиям в адаптационный период, реализовать индивидуальное сопровождение каждого малыша.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА «ШКОЛА МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ»

Участники: Родители, их  дети 2-3 лет.

Проводят специалисты:

педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель,

 музыкальный руководитель,

Цель: Оптимизация детско-родительских взаимоотношений.

Задачи:

- реализация адаптационных мер при переходе детей из домаш­ней среды в детское учрежде­ние

- развитие речевой, двигательной активности детей,  любознательности, наблюдательности.

-  формирование системы взаимодействия с семьями воспитанников

Литература:

- «Занятия по рисованию с детьми 2-3 лет» Т. В. Королева. – М., 2010 г.;

- «Развивающие игры с малышами до трех лет», сост. Т.В.  Га.ланова. -  Ярославль,  2000 г;

- «Музыка в детском саду. Выпуск 2», сост. Н. Ветлугина. – М., 1978 г.

Репертуар:

«Марш»  муз. Э. Парлова

«Кто приехал?» (болгарская песенка)

«Догони Зайчика» Е. Пеличеев

Русская народная мелодия в обр. М. Раухвергера «Бубен»

Оборудование:  Кукла би-ба-бо – Зайчик,

                          Аудиозапись: «Пение птиц»

                          бубны (по количеству детей)

                         Мольберт

- на каждую пару родитель-ребенок:  листа А4 белого цвета с изображением Зайчика, гуашь зеленого цвета,  кисть №8, баночка с водой, салфетки

План занятия:

Дети и взрослые входят в зал под музыку («Марш» Э. Парлова), педагог приветствует их и предлагает отправиться в лес на поезде.

1.     Игра «Поезд»  (сл.А. Ануфриева)

Цель: тренировка разных групп мышц. Развитие умения действовать согласованно.

2.     Пальчиковая гимнастика  «Кто приехал?» (болгарская песенка)

Цель: Развитие подвижности пальцев, умения действовать согласованно (взрослый-ребенок)

Педагог  показывает игрушечного зайца.   

3.     Песенка – игра «Догони Зайчика!»  (под муз. русской народной песни  «ЗАЙКА»

ЦЕЛЬ: Формирование правильной артикуляции, развитие умения понимать инструкции, обучение прыжкам на двух ногах.

4.                 «Игра с бубном»  (под русскую народную мелодию в обр. М. Раухвергера

5.      Рисование «Лужайка для зайчика»

Цель: Согласование действий родитель-ребенок

6.                 Игра «Где, ребята, были?»

Цель: согласование действий с текстом потешки.

 

 

 

 

 

 
Copyright © Edgestile 2011
Копирование проекта и материалов без согласование с автором запрещено.