УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

Реестры зачисления и выдачи документов обучения УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

 
В рамках социальной программы
 "Бизнес-Обществу"
общероссийский
КОНКУРС
профессионального мастерства
для работников ДОУ Российской Федерации
 
Всероссийский конкурс
 
"Лучшая авторская публикация в сфере дошкольного образования 2012 РФ"

 
 

Содержание

1.     Введение …………………………………………………………………....3

2.     Родительское собрание «Эстетическое воспитание детей в семье» …...5

I Подготовительный этап ………………………………………………....5

II Вступительное слово …………………………………………………...6

III Педагогический всеобуч ………………………………………………6

IV Круглый стол …………………………………………………………...9

V Упражнения ……………………………………………………………..9

VI Показ детьми театра «Капризка» ……………………………………11

VII Заключительный этап собрания …………………………………….11

3.     Список литературы ……………………………………………………....12

4.     Приложение А (сценарий  театра «Капризка»)………………………....13

5.     Приложение Б (волшебные конфеты)…………...……………………....16

6.     Приложение В (презентация в электронной версии) …………..……..17

 

 

Введение

"Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас,

— нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему".

 М. Монтень.

 

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

 В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов.

 Эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.

Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Родительское собрание – одно из основных форм взаимодействия семьи и  дошкольного учреждения.

 В связи с этим, цель данного родительского собрания – углубленное изучение понятия «эстетическое воспитание» и его значение, создание атмосферы сотрудничества, взаимопомощи.  

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.               Расширить знания родителей о понятии «эстетическое воспитание», его  целях и задачах в дошкольном учреждении;

2.               Подвести к осознанию того, что именно эстетическое воспитание способно сформировать личность, открыть ребенку огромный, интересный мир;

3.               Показать, какими средствами развивать у ребенка эстетический вкус и развивать у него творческие способности.

Эстетическое воспитание ребенка в семье

Время проведения: третий квартал (март - май)

Цели: раскрыть значение эстетического воспитания в семье; подвести родителей к осознанию того, что именно эстетическое воспитание способно сформировать личность, открыть ребенку огромный, интересный мир, развить эстетический вкус и способность творчества.

Форма проведения: вечер – встреча.

План проведения

1.     Вступительное слово

2.     Педагогический всеобуч

3.     Круглый стол

4.     Упражнение «Рисуем своё чувство»

5.     Показ детьми театра «Капризка»

6.     Заключительный этап. Чаепитие взрослых и детей.

Ход мероприятия

I Подготовительный этап

1.     Подготовка к собранию необходимого материала:

§  Бумага, изо. материалы для проведения упражнения «Рисуем своё чувство».

§  Костюмы детей для драматизации сказки «Капризка» (Приложение А).

2.     Оформление музыкального зала.

3.     Приготовление каждой семьёй угощения для чаепития.

4.     Подготовить вопросы для заключительной части «Волшебные конфеты» (Приложение Б).

5.     Оформление плакатов с цитатами:

§  «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н.Толстой).

§  «Музыке надо учить всех детей, как учат математике и географии» (Д.Б.Кабалевский).

§  «Всматривайтесь в привычное и увидите неожиданное; всматривайтесь в некрасивое и увидите красивое» (японская мудрость).

6.     Подобрать музыкальное сопровождение.

7.     Подготовка презентации.

II Вступительное слово

1.     Приветствие (слайд 1)

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас. Прежде чем мы начнём наше собрание, давайте поприветствуем друг друга!

Здравствуйте (слайд 2)

- Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.

- Здравствуй, - Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

2.     Разминка

Воспитатель: Проведём небольшую разминку. Упражнение «Вопрос - ответ».

Родители встают в круг, у воспитателя в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч родителю. Тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом должен сказать собственную реплику и т.д. Например: «Какое у Вас настроение?», - «Хорошее». – «Что Вы ждете от сегодняшнего дня?».

III Педагогический всеобуч

Понятие «Эстетическое воспитание» (слайд 3)

Несмотря на то, что сегодня, как правило, наибольшее внимание в воспитании ребенка отводят его умственному развитию и всестороннему образованию, мало кто станет утверждать, что эстетическое воспитание не так уж и важно.

Более того, именно эстетическое воспитание способно сформировать личность, открыть ребенку огромный интересный мир, сформировать эстетический вкус и развить способности.

Функции эстетического воспитания (слайд 4)

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Искусство выполняет не только сугубо эстетическую, но и познавательную функцию, способствует более активному развитию чувств и эмоций, взглядов и убеждений, способно обогатить внутренний мир ребенка.

Структурные компоненты эстетического воспитания (слайд 5)

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.

 

Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Средства эстетического воспитания (слайд 6)

         В семье эстетическое воспитание осуществляется посредством включения в программу воспитания ребенка таких элементов, как музыка, рисование, пение, литература, развивающие игры для детей. Знакомить ребенка с поэзией и музыкой можно как можно раньше. Сегодня существует множество программ раннего развития ребенка, куда мамы приносят малышей возрастом от полугода и слушают вместе с ними приятную музыку. Но совсем не обязательно посещать какие-либо курсы или центры – включить тихую мелодию можно и дома, когда малыш играется или засыпает. Следует помнить, что классическая спокойная музыка способствует усмирению ребенка, успокоению. Даже громко плачущий малыш под воздействием музыки успокоится, станет менее агрессивным и возбужденным.

Рекомендуемая детская литература (слайд 7)

            С поэзией знакомить детей уже желательно в возрасте от 2-3 лет, когда они способны понимать смысл прочитанного. Лучше всего для начала выбирать стихотворения известных детских поэтов, талант которых проверен годами. Современные красочные книги способны увлечь малыша яркими рисунками, но далеко не всегда их содержание может называться литературным произведением. Поэтому не стоит рисковать и лучше приобретать книги опытных мастеров с простыми и в то же время небанальными рифмами, интересными сюжетами.

Эстетическое воспитание в семье, охватывающее в основном дошкольный и школьный периоды жизни детей.

 

 Плодотворно лишь в том случае, если развитая в детстве потребность созерцать и самому создавать прекрасное с годами будет укрепляться и совершенствоваться. Общение с искусством, красотой сделают ребенка добрым и чутким к людям, непримиримым к грубости, подлости, невежеству, если красота пробудит в нем желание создавать и утверждать в жизни добро и справедливость.

IV Круглый стол

Сегодня на встречи состоится разговор о том, что включает в себя эстетическое воспитание?

-Какую роль в его формировании играет семья? (Эстетическое воспитание в семье является важнейшим компонентом всестороннего формирования ...).

-Какую роль во всестороннем развитии личности ребенка играет эстетическое воспитание? (Эстетическое воспитание это – развитие художественного вкуса, чувства прекрасного, восприимчивость к красоте, умение наслаждаться произведениями искусств, а также способность к творчеству).

-С помощью, каких направлений, входящих в программу эстетического воспитания детей в семье можно осуществить данное направление? (рисование, музыка, пение, литература).

-Удается ли самому родителю разглядеть врожденные задатки ребенка? (например: высокая восприимчивость к музыке; к изобразительному искусству, и активное желание овладеть каким – либо из этих искусств).

-Какое воздействие оказывает на детей художественная литература.

V Упражнение «Рисуем своё чувство»

Воспитатель. Когда мы побуждаем ребенка «прикасаться» к своим чувствам, он получает огромную информацию о самом себе. Велика роль семьи в выявлении художественных способностей детей.

Я вам предлагаю прислушаться к себе и определить то чувство, которое они ощущают в данный момент, попробовать под звучание музыки нарисовать то, что соответствует этому чувству, и дать комментарии к своему рисунку. (Родители выполняют упражнение).

Это упражнение тренирует способность «прикасаться» к своим чувствам, слышать и чувствовать музыку.

Упражнение «Дорисуй фигуру» (слайд 8)

Способности, призвание можно раскрыть случайно, неожиданно, наблюдая ребенка в игре, забавах. Одним из признаков способностей является, как привило, повышенная эмоциональность, вызванная теми или иными впечатлениями.

У меня на слайде и у вас на листах бумаги изображены геометрические фигуры. Посмотрите внимательно на фигуры, с чем они у вас ассоциируются, дорисуйте их, используйте цветные карандаши.

Это упражнение развивает творческие способности, воображение, фантазию, тренирует мелкую моторику рук, активирует познавательные процессы - логическое мышление, память, внимание, закрепляет геометрические формы, цвет, размер.

Упражнение «Нужные вещи» (слайд 9)

Красиво одеться, красиво обставить свой дом- это привитие эстетического вкуса в одежде и в интерьере. Ребенок узнает назначение вещей, одежды.

Посмотрите на следующий слайд. Сгруппируйте одежду по временам года.

Это упражнение закрепляет знание времен года, формирует правильное отношение к одежде, воспитывает эстетический вкус.

 

 

 

 

VI Показ детьми театра «Капризка» (Приложение А).

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Предлагаем посмотреть драматизацию сказки «Капризка».

VII Заключительный этап собрания

Уважаемые родители! Приглашаем вас на чай с сюрпризом.

Воспитатель на разносе предлагает каждому родителю выбрать по одной «конфетке», в которой будет вопрос по теме «эстетическое воспитание в семье» (Приложение Б).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Антонова, Т. Проблемы и поиски современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка [Текст] / Т.Антонова, Е.Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание. 1998.- №6.- с.93-97.

2.     Арнаутова, Е.П. Педагог и семья [Текст] / Е.П.Арнаутова.- М.: Педагогика, 2001.- 184 с.128

3.     Волков, Б.С. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / Б.С.Волков, Н.В.Волкова.- М.: Просвещение, 2002.- с.192

4.     Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести [Текст] /

Л.Н. Галигузова, Е.О.Смирнова.- М.: Просвещение, 1996.- с.256

5.     Доронова, Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Т.Н.Доронова.- М.: Просвещение, 2002.- с.224

6.     Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. [Текст] / Н.В.Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцеваю.- М.: Мозаика-Синтез, 2007.- с.176

7.     Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 января 2001 г. №90/30-16).

8.     Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Ф.Островская.- М.: Просвещение, 1990.- с.160

9.     Радуга : программа   воспитания,   образования   и развития  детей  от  2  до   7  лет  в условиях  дет.  са­да [Текст] /  Т. И. Гризик,   Т. Н. Доронова,   Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон. — М.: Про­свещение,  2010.-с. 270

10.                       Родительские собрания в детском саду [Текст] / сост. Т.Н. Зенина.- М.: Педагогическое общество России, 2006.- 248с.

11.                        Степанова, Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний [Текст] /

Е.Н. Степанова.- М.: Просвещение, 2003.- с.128

Приложение А

Капризка

Герои: Матрёшка, пёс Барбос, кот Мурзик.

Матрёшка (выходит и останавливается в центре, капризничает, закрывает лицо руками).

Не хочу я руки мыть! Не хочу я кушать!

Целый день я буду ныть, никого не слушать!

Барбос и Мурзик в стороне, смотрят на Матрёшку и тихо переговариваются между собой.

Барбос. Что случилось с нашей Матрёшкой? Она плачет, кричит, ничего не хочет делать!

Мурзик. Поговорим, утешим! (Подходят).

Барбос. Матрёшка пойдём, погуляем! Смотри, какая хорошая погода!

Матрёшка. А я хочу плохую! Пусть идет дождь! (Плачет).

Мурзик. Тогда ты промокнешь.

Матрёшка. Хочу промокнуть! (Плачет).

Барбос. Может быть, ты хочешь есть? Я принесу тебе…

Матрёшка (Перебивает). Ничего я не хочу. Ни котлеты, ни конфеты. Ни чаю, ни молока, ни какао. (Плачет).

Мурзик. И мороженого не хочешь? Сливочного… шоколадного… клубничного… брусничного?

Матрёшка. Ни мороженого, ни пирожного! (Плачет).

Барбос. Может быть тебе холодно? Принести тебе платок?

Матрёшка. Мне не холодно и не жарко! И мне ничего не надо. (Плачет).

Мурзик. А почему же ты плачешь и кричишь?

Матрёшка. Почему я все кричу?

                   Вам какое дело?

                   Ничего я не хочу,

                   Все мне надоело! (Плачет).

Барбос. Может быть ты больна? Скажи: а-а-а!

Матрёшка. Бээ-э!

Мурзик. Дыши!

Матрёшка. Сами дышите!

Барбос. Сейчас мы тебя выслушаем. (Прижимаются ухом к Матрёшке с разных сторон).

Мурзик. Ага!

Барбос. Ого!

Матрёшка. Что «ага» и что «ого»?

Барбос. Определенно!

Мурзик. Это самое!

Матрёшка. Что вы говорите?

Барбос и Мурзик отходят от Матрёшки и шепчутся.

Барбос. Хорошо! Так и быть, скажем, тебе по секрету.

Мурзик. Только никому не говори.

Матрёшка. Никому не скажу. Но что?

Барбос. Ты проглотила Капризку!

Мурзик. Он летал тут и залетел к тебе в рот, когда ты плакала.

Матрёшка. (Смотрит на Барбоса и Мурзика). Я проглотила Капризку? А какой он?

Барбос. Он сердитый, не умытый, страшный зверь!

Мурзик. Бука, злюка, любит скуку. Он к тебе залез теперь!

Барбос. (Указывает на живот, потом на спину Матрёшки). Тут он! Тут он! Рядом, близко! И зовется он – Капризка.

Мурзик. Он залез в тебя, ты стала сама Капризкой!

Матрёшка. Не хочу быть Капризкой!

Барбос. Тогда скажи весело и громко: «Я не хочу быть Капризкой и не буду больше капризничать. Капризка, уходи вон!»

Матрёшка. Не хочу быть Капризкой! Капризка, уходи вон!

Барбос и Мурзик. Вылетел! Вон, вон, полетел Капризка! Гоните его! (Бегут и машут лапами).

Матрешка. А куда же он полетел теперь?

Барбос. Искать ребят, которые стоят с открытыми ртами, плачут и капризничают. Залетит он к ним в рот, и они станут Капризками!

Матрёшка. Я больше не буду плакать, и открывать рот.  Все (вместе). Лучше съешьте вы ириску или сладких сухарей, а Капризку, а Капризку прочь гоните поскорей!

 

Приложение Б

«Волшебные конфеты»

1.     Есть ли отличия между понятиями «этика» и «эстетика»?

2.     Какие средства эстетического воспитания вы знаете?

3.     Какое воздействие оказывает на ребенка художественная литература?

4.     Какое воздействие оказывает на ребенка музыка?

5.     Какое воздействие оказывает на ребенка телепередачи?

6.     Какое воздействие оказывает на ребенка театр?

7.     Какие виды театра вам  знакомы?

8.     Назовите оттенки красного цвета?

9.     Какую книгу вы читаете своему ребенку?

10.                        В какие игры вы любите играть вместе?

11.                        Какая любимая песня у Вашего ребенка? А у Вас?

12.                       Чем больше Ваш ребенок любит рисовать?

13.                        Какой любимый мультфильм у Вашего ребенка?

14.                        Кем любит наряжаться Ваш ребенок?

15.                        Какой любимый сказочный герой Вашего ребенка?

16.                        Кем хочет стать Ваш ребенок, когда вырастет?

17.                        Какую посильную помощь Вам оказывает ребенок дома?

18.                         Много  ли стихотворений знает Ваш ребенок?

19.                        Какую музыку любит слушать Ваш ребенок?

 
Copyright © Edgestile 2011
Копирование проекта и материалов без согласование с автором запрещено.