УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

Реестры зачисления и выдачи документов обучения УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

 
В рамках социальной программы
 "Бизнес-Обществу"
общероссийский
КОНКУРС
профессионального мастерства
для работников ДОУ Российской Федерации
 
Всероссийский конкурс
 
"Лучшая авторская публикация в сфере дошкольного образования 2012 РФ"
 

Частное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад "Родничок"

                                                                                                         воспитатель Блажан Л. М.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

                Современный, достаточно сложный этап развития общества определяет направления совершенствования системы образования, предусматривает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одно из важных направлений в этой области - развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста. Все более остро встает вопрос  об улучшении подготовки ребенка к школе в системе дошкольного образования, предъявляя определенные требования к уровню его психического развития.

                 В настоящее время в современной психологии известны пути усовершенствования содержания и методов обучения и воспитания дошкольников, а также оптимальной организации познавательной активности детей дошкольного возраста. Возникает необходимость более глубокого исследования влияния семейных отношений на развитие закономерностей и механизмов психики ребенка, в том числе, на развитие познавательной сферы личности дошкольника.

                  Семья-  первая социальная группа, в которую попадает ребенок, и эта группа сохраняет свое влияние на протяжении всей его жизни. Все, что получено в семье -знания, умения, установки, образцы взаимоотношений, способы разрешения конфликтов, определяет развитие ребенка. Однако, современное состояние семьи не внушает особого оптимизма. Проблемы, связанные с семьей, в наше время становятся все актуальнее.

                    Мною было проведено исследование, которое было направлено на изучение особенностей детско-родительских отношений  и типов семейного воспитания, а также их влияние на развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.

                    Были использованы  методики, направленные на изучение уровня развития таких психических процессов, как память, мышление,   восприятие, воображение; методики изучения творческого мышления (П. Торренс); личностных особенностей детей ( Многофакторный опросник  Р. Кетелла (детский вариант);  методики, изучающие тип семейного воспитания ( опросник "Анализ семейного воспитания") и тип родительских отношений ( ОРО А.Я. Варга, В.В. Столин).

                     По данному исследованию можно сделать общие выводы:

1. Для детей из полных семей характерен тип родительских отношений  " Кооперация" и тип семейного воспитания  "Потворствующая гиперпротекция". При данном типе родитель заинтересован в делах ребенка, старается во всем помогать , сочувствует ему. Родитель высоко оценивает  интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. При данном типе семейного воспитания ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению всех его потребностей.

Для детей из неполных семей характерен тип родительских отношений " Принятие" и тип семейного воспитания " Гипопротекция".При данном типе родительских отношений родителю нравится ребенок таким , какой он есть, родитель  симпатизирует ему, стремится  проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. Однако, при данном типе семейного воспитания ребенок  предоставлен себе, не всегда родитель интересуется и контролирует его.

2.Показатели развития познавательной сферы также тесно взаимосвязаны с типом детско-родительских отношений, а именно:  для детей из полной семьи характерно: высокая степень  сформированности  интеллектуальных  способностей, достаточно высокий уровень развития вербального интеллекта, у детей проявляется легкость усвоения новых знаний. У детей высокий уровень развития внимания и работоспособности, хорошо развиты память и восприятие.

Для детей из неполной семьи характерно: высокий уровень развития творческого мышления и творческого воображения, а также хорошо развиты слуховая память и внимание.

3. Тип родительских отношений влияет и на личностные особенности ребенка.

Дети из полных семей с высоким уровнем интеллекта независимы, активны, доминирующие, уверены в себе, эмоционально устойчивые, но безответственные, с низким самоконтролем. Дети из неполных семей застенчивые, робкие, тревожные, послушные, зависимые, но более социально приспособлены.

                   По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие педагогические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. Зная особенности типа детско-родительских отношений и типа семейного воспитания необходимо:

При работе с детьми из неполных семей использовать такие приемы и методы, которые были бы направлены на развитие интеллектуальной сферы ребенка, так как это очень важно при успешном поступлении в престижную школу. Дл  этого можно использовать разнообразные развивающие игры, головоломки, занимательные упражнения, направленные на развитие логического мышления.  Для детей очень важна эмоциональная поддержка взрослых, стремление к взаимопониманию и сопереживанию, что непременно приведет к поднятию социального статуса в группе дошкольников, что в, свою очередь, приведет к более высокой самооценке ребенка.

При работе с детьми из полных семей следует обратить внимание творческого мышления и воображения, следовательно, как можно чаще давать детям главные роли в различных инсценировках, играх-драматизациях, творческих  этюдах, а также режиссерских и сюжетно-ролевых играх. При работе необходимо соблюдение единых требований со стороны родителей и педагогов, желательно создавать такие ситуации, в которых дети могли бы самостоятельно принимать те или иные решения, делать самостоятельный выбор.

И главное, всем взрослым членам семьи, следует способствовать созданию наиболее благоприятной семейной атмосферы в целом для психического здоровья ребенка, а воспитателю- быть главным помощником в этом процессе.

 
 
Copyright © Edgestile 2011
Копирование проекта и материалов без согласование с автором запрещено.