УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

Реестры зачисления и выдачи документов обучения УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

>Вход на порал
Регистрация
     ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ НА МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЙДИТЕ ПО ДАННОЙ ССЫЛКЕ РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ ПО ДАННОЙ ССЫЛКЕ

 
В рамках социальной программы
 "Бизнес-Обществу"
общероссийский
КОНКУРС
профессионального мастерства
для работников ДОУ Российской Федерации
 
Всероссийский конкурс
 
"Лучшая авторская публикация в сфере дошкольного образования 2012 РФ"

 
 
 

Консультация

для молодых специалистов

методического объединения  учителей – логопедов

на тему:

 «Работа с родителями в условиях логопедического кабинета ДОУ».

 

Подготовила:

Учитель-логопед МБДОУ

д/с № 76 «Ветерок»

Яруллина Эльмира Равиловна

 

Семьи, в которых проживают и воспитываются дети, посещающие логопедические кабинеты, довольно неоднородны. Эффективность работы логопеда с семьей в дошкольных учреждениях, не имеющих в структуре логопедических групп  напрямую зависит от уровня педагогической культуры родителей.

 В семьях, обладающих высоким уровнем педагогической грамотности, целью воспитания является создание условий для саморазвития ребенка. Родители уверены, что их образовательный уровень играет решающую роль в семейном воспитании и является гарантом полноценного развития ребенка. Семинары и консультации они воспринимают как средство повышения их педагогических знаний и легко идут на контакт.

Поскольку такие родители имеют собственную образовательную позицию, проблема контакта с ним заключается в изменении (при необходимости) их педагогических установок.

Цель воспитания ребенка в семьях, обладающих средним уровнем педагогической грамотности, - его интеллектуальное развитие, которое, в основном, выражается в подготовке к школе. Характерно, что большинство матерей и отцов считают роль дошкольного учреждения в воспитании и обучении детей ключевой. Они склонны переносить ответственность за результаты образования сына или дочери на сотрудников ДОУ.

Основной проблемой, связанной с педагогическим просвещением таких родителей, является распределение ответственности за воспитание и обучение ребенка между детским садом и семьей и согласование задач и методов домашнего и общественного воспитания.

В семьях, обладающих низким уровнем педагогической грамотности, большинство родителей делают акцент на трудовом воспитании и физическом развитии ребенка. 

 Основная задача педагогического просвещения такой семьи – работа со взрослыми по осознанию ими необходимости всестороннего и гармоничного развития детей.

Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием – соблюдение педагогического такта и гибкости. Молодым специалистам можно порекомендовать следующие методы и приемы для изучения индивидуальных особенностей семьи ребенка:

-  Ближе познакомиться с родителями.

- Установить контакт с родителями с помощью верного тона разговора, конкретных, точных ответов.

- Выявить структуру семьи и ее психологический климат (сколько человек, возраст, образование, отношения между взрослыми в семье, профессии взрослых).

- Выявить формы семейных отношений:

а) гуманизм или жестокость,

б) ответственность или стихийность,

в) взаимопонимание или недоверие,

г) взаимопомощь или неуважение.

- Определить микроклимат в семье:

а) какой фон семейной жизни преобладает – положительный или отрицательный,

б) каковы причины семейных конфликтов,

в) причины отрицательных переживаний детей и родителей,

г) как разрешаются конфликты.

- Выявить положение матери и отца в семье:

а) степень участия в воспитательном процессе,

б) степень участия в организации семейной жизни (хозяйственно-бытовая деятельность, отдых),

в) наличие желания воспитывать ребенка.

- Определить педагогические возможности:

а) наличие или отсутствие системы воспитания (осознание целей, задач и методов воспитания),

б) уровень педагогической культуры и потенциальные педагогические возможности родителей,

в) знание своего ребенка,

г) какие методы воспитания родители используют.

- Чем наполнена жизнь ребенка в семье:

а) наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевых играх «Дочки-матери», «Семья» и т.д.

б) изучение рассказов детей на тему «Наша семья»,

в) изучение рисунков детей «Мой дом», «Моя семья» и т.д.,

г) опрос детей.

Известно, что многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов и т.д.

Важно установить с родителями доверительный контакт, найти верный тон разговора. Особое внимание обратить на следующие моменты:

- Никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в развитии ребенка и в работе с ним.

- Отметьте сначала положительные факты.

- Замечания, жалобы родителей, их сомнения, выражения выслушивайте внимательно и терпеливо.

- Если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично.

- Желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы.

- Надо вселять в родителей веру в своего ребенка.

- Щадите самолюбие родителей.

- Не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.

В работе учителя-логопеда логопедического кабинета ДОУ не мало важную роль играет изучение социального анамнеза семьи ребенка-логопата.

Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения.

В ходе изучения семей выявляются следующие данные:

1. Возраст родителей:

а) до 25 лет (члены молодой семьи чаще ориентированы на решение своих личных проблем и продвижение в карьерном росте, в то время как воспитание ребенка подчас осуществляется стихийно);

б) старше 25 лет (у родителей в это время, как правило, уже сформирована потребность заниматься ребенком. Интересы и потребности малыша занимают доминантное положение в иерархии потребностей этой семьи).

2. Образование и профессия (позволяет определить социальный статус семьи и возможный уровень материального благополучия).

3. Состав семьи – полные, неполные семьи, простые, сложные, измененные (говорит об участии в воспитательном процессе бабушек, дедушек, отчимов, мачех, а также о наличии в семье других детей).

Таким образом, изучение уровня педагогической культуры родителей, особенностей семьи ребенка – логопата и его социальный анамнез - все  это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей для эффективности логопедической работы в условиях логопедического кабинета ДОУ.

Важно помнить, что именно помощь родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка. Во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного общения.

 

Литература.

1. Глебова С.В. Детский сад – семья. Аспекты взаимодействия. ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.

2. Доронова Т. Детский сад и родители: проблемы взаимодействия. Журнал «Обруч» № 2, 2003 г.

3. Бабина Е.С. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе. Журнал «Логопед» № 5, 2005 г.

4. Микляева Ю. К вопросу о педагогической культуре родителей. Журнал «Ребенок в детском саду» № 3, 2005 г.

 
Copyright © Edgestile 2011
Копирование проекта и материалов без согласование с автором запрещено.