УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

Реестры зачисления и выдачи документов обучения УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

>Вход на порал
Регистрация
     ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ НА МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЙДИТЕ ПО ДАННОЙ ССЫЛКЕ РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ ПО ДАННОЙ ССЫЛКЕ

 
В рамках социальной программы
 "Бизнес-Обществу"
общероссийский
КОНКУРС
профессионального мастерства
для работников ДОУ Российской Федерации
 
Всероссийский конкурс
 
"Лучшая авторская публикация в сфере дошкольного образования 2012 РФ"
 
  

 

Е.Г. Царева, воспитатель МБДОУ д/с № 467, г. Нижний Новгород

 

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 

Одной из актуальных проблем современности была и остается проблема экологического образования и воспитания всех слоев населения, формирования у каждого человека экологической культуры и экологического сознания, предполагающих разумное и грамотное, с биологической точки зрения, взаимодействие человека с природой.

Данную проблема нельзя обозначить как проблему новую. Вместе с тем, утилитарно-прагматический взгляд современного человека на природу привел к тому, что в настоящее время она приняла огромные масштабы.

Как отмечают исследователи (работы С.Г.Гильмияровой, И.Д.Зверева, Н.Н.Моисеева, В.В.Николиной, И.Т.Суравегиной и других ученых), в третьем тысячелетии человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой – эпоху, коэволюционного взаимодействия в системе «Человек – Природа». От экологического кризиса планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек всего лишь часть природы.

Сформировать новый взгляд на природу и систему взаимоотношений с ней возможно лишь в том случае, если задачи экологического образования и воспитания решать с первых шагов постижения человеком всех тайн и загадок природы, - то есть, с раннего детства. Ведь именно опыт первых контактов с окружающим миром природы прочно входит в нашу жизнь, жизнь уже взрослых людей, и «ведет» нас по этой жизни.

Экологическая культура, являясь неотъемлемой частью общей культуры человека, формируется посредством различных видов деятельности, которые оказывают влияние на формирование экологического сознания человека, в котором.

Обращаясь к структуре экологической культуры личности, в ней следует выделять внутреннюю экологическую культуру (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, привычки) и внешнюю экологическую культуру (поведение, поступки, взаимодействие).

Опираясь на выше сказанное, можно сделать вывод о том, что экологическая культура дошкольника представляет собой конгломерат экологических знаний и умений, основ экологического мышления, базовые ценностные ориентации по отношению к миру природы, которые объективно обусловливают экологически оправданное поведение детей в природном окружении.

Эффективность работы по формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры, учитывая их возрастные особенности и возможности,  во многом обусловливается теми методами, приемами, формами организации экологически-ориентированной деятельности с детьми, а также особенностями организации образовательного процесса с ними.  

Ориентируясь на наглядный характер мышления ребенка-дошкольника, главная задача педагога - наглядно продемонстрировать причинно-следственные связи и зависимости, существующие в мире природы, развивать такие стороны мышления, как умение прогнозировать, устанавливать общность предметов и т.д.

Проведенное нами экспериментальное исследование, ориентированное на изучение результативности экологического образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста,  свидетельствует о том, что большинство педагогов испытывают затруднения при решении экологически-ориентированных задач. В основном их деятельность сводится к накоплению у детей только лишь знаний природоведческого характера. Задача же осмысления сущностных особенностей тех экологических связей и зависимостей, в мире природы существующих, педагогами практически не ставится и не решается.

Сделанный нами вывод побудил нас к пересмотру базовых оснований организации работы с детьми. В основу легли идеи Н.Н.Поддьякова (Н.Н.Поддьяков, 1972), который подчеркивал мысль о том, что очень важно так организовать образовательный процесс с детьми, чтобы обеспечить им «ключ» к активному самостоятельному познанию действительности, а не стремиться к предоставлению им исчерпывающей суммы знаний (что является типичным для традиционной системы  воспитания). 

В системе работы по экологическому образования и воспитанию дошкольников таким «инструментом познания» по праву является активное использование в работе с детьми моделей и деятельности моделирования.

В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Следовательно в процессе моделирования для решения познавательных задач может быть задействована зрительная, двигательная, ассоциативная память, воображение, мыслительные процессы и операции, - то есть те познавательные психические процессы, которые объективно обусловливают процесс осознания детьми тех фактов и явлений, которые они могут наблюдать в окружающей природе.

Вместе с тем, как дополнительные должны использоваться и прочие методы и формы работы по ознакомлению детей с миром природы: наблюдения и экскурсии, чтение художественной литературы и экспериментирование и т.д.

Осуществленный нами анализ психолого-педагогической литературы позволил определить цель нашей экспериментальной деятельности: изучить влияние системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста естественно-научных представлений на становление у них основ экологической культуры.

Для достижения поставленной цели нами были определены задачи исследования:

1.                Определить уровень сформированности основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (в частности, уровень их экологической воспитанности).

2.                Разработать систему работы по повышению уровня экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста посредством формированию у них естественно-научных представлений.

3.                Определить эффективность разработанной системы педагогических мероприятий.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ № 467 Сормовского района г.Нижнего Новгорода.

В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста.

Первый этап нашей экспериментальной деятельности включал в себя следующие направления работы:

1.                Определение критериев уровня экологической воспитанности старших дошкольников.

2.                Подбор диагностического материала и оборудования.

3.                Выявление наличного уровня экологической воспитанности детей.

Исходя из того, что основы экологической культуры на уровне  дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам на основе ознакомления детей с природой, мы сделали вывод о том, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить по двум направлениям:

- изучение уровня сформированности экологических знаний, представлений,  

- изучение уровня сформированности экологически грамотного отношения к природным объектам, предметам и явлениям.

Основой для осуществления нами диагностических процедур послужила методика, разработанная авторским коллективом под руководством Л.А.Венгера, и направленная на  изучение уровня развития естественно-научных представлений у детей.

Критерии оценки экологических представлений:

·                     полнота знаний - ребенок называет разнообразные живые объекты и предметы неживой природы;

·                     характер знаний - ребенок знает отличительные признаки растений и животных, особенности их образа жизни и произрастании, а также свойства предметов в неживой природы;

·                     обобщенность - ребенок знает названия растительных групп, а так же определяет экологические группы животных;

·                     уровень и качество сформированности осознанно-правильного отношения к объектам природы;

·                     модальность эмоциональных проявлений при  общении с природой;

·                     осознанность необходимости бережного и заботливого отношения к животным и растениям;

·                     проявление активной заботы об объектах природы.

Анализ полученных нами данных позволяет констатировать следующее:

- в области сформированности знаний и представлений о мире животных высокий уровень знаний у  24 % детей, средний – 61 %, низкий – 15%;

-  значительно ниже у детей уровень знаний о растительном мире: высокий уровень знаний продемонстрировали 12 % детей, средний – 80 %, низкий – 8%;

- также находятся на достаточно низком уровне сформированности знания детей в области связей и закономерностей, типичных для мира неживой природы: высокий уровень знаний у  30 % детей, средний – 52 %, низкий – 18%.

         Недостаточность уровня знаний и представлений о мире природы, тех связях и зависимостях, которые в ней существуют, объективно обусловливает не достаточно высокий уровень сформированности у детей  экологически правильного отношения к миру природы в целом.

Обобщенный подход к полученным результатам позволяет сделать вывод о том, что большинство детей, принявших участие в экспериментальном исследовании демонстрируют средний - 59%  и низкий – 17% уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы.

На основе полученных результатов констатирующего эксперимента мы определили основные задачи системы работы, направленной на компенсацию имеющихся недостатков в плане уровня сформированности основ экологической культуры у детей:

·                     обогащать представления детей о мире растений за счет ознакомления с разнообразием представителей растительного мира разных природно-климатических зонах и их приспособлении к функционированию в окружающей среде,

·                     обогащать представления детей о  характерных особенностях сезонов,  сезонных связях и зависимостях, существующих в мире живой и неживой природы;

·                     расширять круг представлений детей о мире неживой природы, знакомя со свойствами воздуха, воды, света и т.д.

В целях реализации выше обозначенных задач нами была спроектирована система работы, направленная на развитие у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений в специально организованной деятельности. Акцентом при этом мы определили  использование в работе с детьми моделей и деятельности моделирования.

Именно использование модельного материала (включая и самостоятельное изготовление детьми моделей) максимально способствует развитию познавательной активности и самостоятельности детей, что непосредственно связано с процессом усвоения знаний о животных и растениях как живых организмах.

Как дополнительные  наблюдения, экскурсии, элементы поисковой деятельности, опытническая деятельности, труд детей в природе, чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций, картин, диапозитивов, рассказы воспитателя, эвристические беседы, моделирование, разнообразные игры природоведческого содержания, игровые обучающие ситуации.

Также следует отметить, что организуемая нами деятельность с детьми основывалась на следующие принципиальные позиции:

·                     деятельностный подход к развитию личности;

·                     ориентация на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности;

·                     обеспечение системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулированию поисково-познавательных задач;

·                     ориентация на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования интеллектуального содержания).

В целях создания оптимальных условий для реализации разработанной системы по повышению уровня экологической воспитанности у детей, нами была трансформирована развивающая среда в которой мы изыскали возможность для выделения основных микроблоков: исследовательский центр «Лаборатория», центр работы с книгой "Знайка", центр моделирования и пр.

По итогам реализации разработанной нами системы работы с детьми была проведена повторная диагностика,  целью которой являлось определение эффективности разработанной нами системы педагогических мероприятий, направленных на повышение уровня экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

Для «чистоты» полученных данных, инструментарий данного эксперимента дублировал методики, которые нами были использованы на этапе констатирующего эксперимента.

Анализ полученных нами данных, позволяет сделать следующие выводы: 

1.У детей значительно повысился уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру.

2. Значительно возрос и уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы (особенно это касается детей, показавших на этапе констатирующего эксперимента низкие результаты).

3. Изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой у детей сформировалось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, о том, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

Опираясь на вышесказанное, мы делаем  вывод об эффективности разработанной нами системы педагогических мероприятий, ориентированных на повышение уровня экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста посредством формирования у них естественно-научных представлений.

 

 
Copyright © Edgestile 2011
Копирование проекта и материалов без согласование с автором запрещено.