УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

Реестры зачисления и выдачи документов обучения УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

>Вход на порал
Регистрация
     ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ НА МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЙДИТЕ ПО ДАННОЙ ССЫЛКЕ РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ ПО ДАННОЙ ССЫЛКЕ

 
В рамках социальной программы
 "Бизнес-Обществу"
общероссийский
КОНКУРС
профессионального мастерства
для работников ДОУ Российской Федерации
 
Стать участником конкурса!
 

  

Т.А. Померанцева, МБОДУ №115 Московского р-на, г. Нижнего Новгорода.

 

Совместная работа педагогов с семьей, направленная на социокультурное воспитание старших дошкольников

Термин социокультурный состоит из двух основ: социо значит «общественный, имеющий непосредственное отношение к обществу, отношениям внутри него, его развитию»; культурный – «относящийся к культуре». Чтобы сформировать у ребёнка целостное представление об окружающем мире, необходим культурологический подход к изучению стран и регионов: следует уделять внимание сведениям исторического характера, подчеркивая связь прошлого, настоящего и будущего, комплексному изучению природы, населения, экономическому развитию областей и мира в целом [6,4]. (слайд №2)  

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для его вхождения в мир социальных отношений, общественное дошкольное воспитание создано как институт помощи семье в воспитании и образовании ребенка [1;190].

Проведенный анализ нормативных документов, регулирующих преемственность семейного и общественного воспитания, определил:
- в Законе РФ "Об образовании" указано, что педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте" [3]. В "Концепции дошкольного воспитания" акцентировано внимание на следующем положении: "Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного, делового контакта между семьей и детским садом [4;11].

Основными принципами совместной деятельности семьи и ДОУ являются следующие:

1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

2) это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

3) помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

5) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы – формирование у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.(слайд №3)

Основными задачами являются формирование позитивного, ответственного отношения к себе, формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми, воспитать гуманное, экологически целесообразное отношение ребенка к окружающему миру, заложить основу системных знаний, сформировать коммуникативную компетентность, навыки работы с информацией.

В своей  работе коллектив нашего учреждения  внедряет  модель  гражданско-патриотического воспитания, используя интегрированный подход, отвечающий, в том числе и федеральным государственным требованиям: включение форм работы во все виды детской деятельности, использование регионального компонента, планирование деятельности  в сотрудничестве с семьей и социумом. Данная модель строится  на принципах развивающего обучения и состоит из нескольких направлений.

Первое направление «Я и моя семья», основная задача которого -  формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери и детскому саду. В рамках этого направления готовятся фотостенды, например, «Мама, папа, я – дружная семья», «Мамы разные нужны», «Папы и дедушки – защитники Отечества»; проводятся праздничные концерты (ко Дню пожилого человека); на занятиях ребята учатся своими руками делать подарки близким людям к Новому году, 8 Марта, 23 февраля.

Родившись, человек становиться частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества, поэтому развивается направление - «Мир людей». Для развития интереса к “миру людей” и обогащения их представлений о социальной действительности дети совместно с родителями посещают музеи, театры, выставки. Воспитатель проводит экскурсии, прогулки,    демонстрации фильмов.(слайд №4)

Направление «Труд людей», в рамках которого в процессе работы по социокультурному воспитанию детей необходимо воспитывать у них уважительное отношение к человеку и его труду, независимо от профессии. Необходимо также и приобщение дошкольников к трудовой деятельности, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада. В процессе работы используются такие настольные игры как «Каков мастер, такова и работа», «Кто что делает?» и т.д. Родители совместно с детьми могут посмотреть презентации «Профессии», различные фотографии, рисунки по данной теме, прочитать стихи о профессиях. Еще один вариант работы - организация воспитателем наблюдения детей за трудом взрослых, рассказ родителей об особенностях своей профессии, её важности.

Направление «Экология» рассматривает истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Законы природы не зависят от законов государства, от традиций народа, от его истории. Но родитель и воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее. В детском саду в рамках этого направления проводятся фотовыставка «Красота вокруг нас». И воспитатели в дошкольном учреждении, и родители дома организовывают наблюдение за окружающей природой, проводят беседы с детьми на темы «Природа вокруг нас», «Как сохранить красоту природы» и т.д. (слайд №5)

Направление «Родина моя – бескрайняя Россия» направлено на то, что бы дошкольник прежде всего осознавал себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России и жителем планеты Земля. В этом помогают занятия «Наша страна Россия», «Как жили славяне», «Климатические зоны России», «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина Российской Федерации». «Главный город нашей страны», «Государственные символы России: флаг, герб, гимн». Так же хорошо включение дидактических игр, таких как «Кто в какой стране живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн); настольных и подвижных игр народов России. В рамках этого направления в детском саду проводят мероприятия с родителями, например, фотовыставка «Моя бескрайняя Родина» (фотографии детей и родителей в разных городах). Для подготовки рассказа о посещении того или иного города, о его достопримечательностях детям необходима помощь родителей.

Направление «Культура» направлено на сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Включает это направление праздники (народные, обрядовые, посвященные памятным датам), развлечения, занятия по знакомству с местным народным промыслом («Богатыри земли Русской», «Русские народные промыслы», «Масленица», « Рождественские колядки», «День защитников Отечества» и т.д.). Предусматривается использование дидактических, подвижных, настольных, сюжетно-ролевых, театрализованных игр с детьми, которые помогают формировать соответствующие знания и навыки. Совместно с детьми родители подбирают фотографии, картинки, рисунки национальных костюмов, русских народных промыслов и т.д. (слайд №6)

По направлению «История» педагоги нашего учреждения проводят много мероприятий, позволяющих формировать у них уважительное отношение к истории страны, а встречи с ветеранами Великой Отечественной войны уже вошли в традицию. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы стараемся передать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и гражданско-патриотических чувств. Организуются также фотостенды «Мой город родной», совместные экскурсии детей и родителей по достопримечательностями родного города. Обязательным является и просмотр фотографий, презентаций о знаменитых людях и памятных местах прославивших наш край (А.С. Пушкин, И.П. Кулибин, В.П. Чкалов и т.д.), проведение бесед, настольных и подвижные игры и т.д. (слайд №7)

Известно, что восприятие ребенком социальной действительности основано на его представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются в раннем возрасте на этапах первичной социализации и овладением элементами культурного наследия. Постепенно у ребенка формируется «социальная и культурная компетентность», предполагающая знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умение понимать и правильно использовать их в процессе общения. Поэтому сегодня и для педагога, и для родителя очень важно творчески подойти к проблеме развития социокультурной компетентности детей. Чтобы сформировать у них целостное представление об окружающем мире, необходим культурологический подход к изучению стран и регионов: следует уделять внимание сведениям исторического характера, подчеркивая связь прошлого, настоящего и будущего, комплексному изучению природы, населения, экономическому развитию областей и мира в целом.   

Список используемой литературы

1. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005.

2. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С.Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009) "Об образовании"

4. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение, 1989. – N 5.

5. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В.Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005.

6. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6 – 7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

 

 
Copyright © Edgestile 2011
Копирование проекта и материалов без согласование с автором запрещено.