УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

Реестры зачисления и выдачи документов обучения УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

>Вход на порал
Регистрация
     ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ НА МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЙДИТЕ ПО ДАННОЙ ССЫЛКЕ РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ ПО ДАННОЙ ССЫЛКЕ

 
В рамках социальной программы
 "Бизнес-Обществу"
общероссийский
КОНКУРС
профессионального мастерства
для работников ДОУ Российской Федерации
 
Всероссийский конкурс
 
"Лучшая авторская публикация в сфере дошкольного образования 2012 РФ"

 
 
 

Школа начинающего воспитателя

КОНСУЛЬТАЦИЯ  (с элементами практикума)

Тема: «Организация  оздоровительной работы в группах ДОУ»

 

Загуменнова Елена Наиловна

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида

№ 76 «Ветерок» г. Набережные Челны,

первая квалификационная категория 

 

 

Цель: Повышение педагогической компетенции начинающих воспитателей в области охраны, поддержания и укрепления здоровья дошкольников.

Задачи:

1.                       Определить область компетенции педагогов по охране, поддержанию и укреплению здоровья дошкольников в рамках работы  в группе ДОУ.

2.                       Информировать о системе оздоровительной работы в ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

3.                       Обеспечить воспитателей практическим материалом для проведения профилактической и оздоровительной работы в группе ДОУ.

 

Здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей. По данным  материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях»),  только 14% детей  России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны.

СЛАЙД 1.

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 76 «Ветерок» носит статус санаторного детского сада для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Организация оздоровительной работы в нашем ДОУ  выстроена  в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ, дополнительно к ней используются технологии: Кудрявцева В.Т., Егорова Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления» (дошкольный возраст), Вавиловой Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»,  Латохиной Л.И. «Хатха-йога для детей», исходя из задач и специфики работы ДОУ, в нашем детском саду разработана программа по оздоровлению детей,  имеющих патологии  опорно-двигательного аппарата, которая строится на принципах комплексного подхода.

 

 

СЛАЙД 2.

Организация оздоровительной работы в группах муниципального бюджетного  образовательного учреждения «Детского сада компенсирующего вида № 76 «Ветерок» ведется в трех направлениях:

1. Организация рационального режима;

2. Профилактика заболеваний и травматизма;

3. Лечебные процедуры.

     

Направление   I.  Рассмотрим проблему организации рационального режима в группах ДОУ.

Режим жизнедеятельности детей выстроен в  соответствии с  федеральными государственными требованиями  к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (приказ № 655 МО РФ от 5 марта 2010 г.), СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22 июля 2010 г., изменений N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22 декабря 2010 г. N 19342, ООП ДОУ.

 

СЛАЙД 3.

Организация рационального режима предусматривает два направления работы:

1. Оптимизация режима нагрузок и отдыха; 2. Организация двигательного режима.

 

 СЛАЙД 4.

А)  Оптимизация режима нагрузок и отдыха

Работу по данному направлению в группе воспитатель должен вести в комплексе: создание условий, рационального режима дня, организации питания, взаимодействие  с родителями.

 Следуя требованиям ФГТ, при построении  режима дня,  мы  руководствуемся  основным принципом - принципом соответствия  возрастным психофизическим особенностям детей, рациональной продолжительности и разумным чередованием различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности ребёнка (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.п.). 

 

- СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ для оптимизации режима в группе ПРЕДПОЛАГАЕТ: наличие оборудованного спортивного уголка в соответствии с возрастом детей и учетом диагнозов. В спортивном уголке необходимо предусмотреть размещение соответствующего инвентаря и оборудования: для выполнения общеразвивающих упражнений, подвижных игр

- большие мячи (диаметром 20 см.),

- средние мячи,

- малые мячи (диаметром 5 см.),

- большие и малые обручи,

- скакалки,

- скакалки большие (5 метров),

- массажные дорожки

- кегли,

- гантели,

- лошадки (деревянные и пластмассовые),

- веревки,

- ленточки на кольцах,

- ленточки на палочках,

- флажки,

- массажеры,

- напольный кольцеброс,

- дуги,

- корзины,

- мешочки с песком,

- диски для метания,

в том числе и многофункциональное ортопедическое оборудование – мячи разного диаметра с массажным эффектом,  мягкие модули, а так же атрибуты для проведения  подвижных и соревновательных игр.

 Создание условий на прогулочной площадке предполагает наличие МАФов, выносного оборудования, в зимний период – постройку из снега оборудования для метания, подлезания, перешагивания, скатывания (горка).

ЗАДАНИЕ: Материалы для САМОСТОЯТЕЛЬНОГО изучения находятся в папке «Физкультурно-оздоровительная работа» (показать папку)

Оборудование  уголков уединения в каждой группе предполагает создание оптимальной обстановки для изоляции ребенка от группы сверстников и включает в себя: в нашем ДОУ - переносную палатку, закрытую со всех сторон, со стенками, пропускающими свет. На дно палатки укладывается полужесткий мат (или коврик), уголок уединения оборудуется игрушками. В целях обеспечения безопасности ребенка оборудование уголка уединения в спальне (т. е., вне зоны визуального контроля воспитателя) не допускается! Более подробную консультацию вы получите на консультации педагога-психолога.

 - ПРИМЕРНЫЙ  РЕЖИМ ДНЯ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД хорошо прописан в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

ЗАДАНИЕ: Этот материал вы должны  изучить САМОСТОЯТЕЛЬНО.

- РЕЖИМ ДНЯ В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД  предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и другие виды отдыха. НОД не проводятся, а вот количество проводимых спортивных и подвижных  игр, спортивных праздников, экскурсий и т.д., как и продолжительность прогулок, значительно увеличивается. В нашем детском саду ежедневно планируется проведение оздоровительных мероприятий на воздухе, которые предусматривают воздушное закаливание, водные процедуры (обмывание ножек), массаж стоп (на тропе Здоровья), прогулки  в Уголок леса. Из нестандартного оборудования используются брызгалки, ветродуи, приборы для выдувания мыльных пузырей, обдувание воздушной струей плавающих игрушек и др.

ЗАДАНИЕ: Согласно пословице «Готовь сани летом, а телегу зимой» - ПРОДУМАЙТЕ, КАКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВЫ ПОДГОТОВИТЕ  ДЛЯ ПРОГУЛОК В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД. 

- ПРАВИЛЬНАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ  ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ  - соблюдение режима питания и питьевого режима, посадка за столом должна соответствовать антропометрическим данным дошкольников.

ЗАДАНИЕ: Материалы по данной теме оформлены в методическую разработку «Здоровое питание – здоровый ребенок» - изучите САМОСТОЯТЕЛЬНО.

- НОД ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (кружки, студии, секции и т.п.) не допускается проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон детей. СанПиН  предусматривает следующее количество НОД по дополнительному образованию:

- для детей 4-го года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

- для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ. Активное воздействие на образ жизни ребенка оказывает целенаправленное санитарное и валеологическое просвещение родителей, которое в нашем детском саду организуется через проведение:

 - родительских собраний (с приглашением специалистов института физкультуры, физкультурного диспансера, врачей - ортопеда, педиатра, врача ЛФК, инструкторов ЛФК, физкультуры),

- организацию и проведение совместных праздников,

- дней открытых дверей;

- оформление для родителей информационных бюллетеней,

- проведений консультаций,  посвященных теме охраны и укрепления здоровья детей.

- С целью получения сведений о компетентности родителей в данном направлении целесообразно поводить анкетирование (1 раз в год).

- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ДОУ. Для двигательной активности дошкольников в ДОУ имеются: оборудованные залы ЛФК и физкультурный, где можно проводить спортивные праздники, развлечения, игры, в холодный период (если по температурным параметрам прогулка на свежем воздухе не проводится) – организовывать самостоятельную двигательную активность детей.  Для психологической разгрузки дошкольников (соблюдение режима отдыха, снятия мышечного напряжения) - в ДОУ функционирует кабинет педагога-психолога с зоной релаксации (с использованием оборудования по цвето-терапии).

СЛАЙД 5.

Б)  ОРГАНИЗАЦИИ  ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА включает в себя:

- ежедневное проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение;

- НОД ОО «Физическая культура»  проводится  3  раза  в неделю (одно из которых в осенне-зимний период  проходит на свежем воздухе; в летний период – все физкультурные занятия, а также утренняя гимнастика, проводятся на воздухе!);

- прогулки должны включать подвижные игры и упражнения (с использованием атрибутов: масок, вожжей, физкультурного оборудования и т.д.) 

- после дневного сна целесообразно провести гимнастику пробудки;

 

ЗАДАНИЕ – ИЗУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО Памятки для воспитателей – (приложение 1)

СЛАЙД 6.

Направление  II.  Рассмотрим блок профилактической работы  по сохранению, поддержанию и укреплению здоровья дошкольников.

 СЛАЙД 7

А) Профилактика заболеваний и укрепление здоровья дошкольников в группе предполагает использование:

- точечного массажа;

- дыхательной гимнастики;

- полоскание зева теплой кипяченой водой (для младших групп) и полоскание зева кипяченой водой комнатной температуры (для старших групп);

-  курс приема витаминного чая; отвара шиповника

-  курс приема лимонно-чесночной смеси;

- приемы Су-Джок- терапии;

- ароматизация помещений (луко-чесночные букетики);

- закаливающие процедуры: воздушное, водное, солнечное, солевое - проводятся в любое время года. Это помогает повысить устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. В нашем ДОУ, как правило,  составляется график проведения и чередования этих процедур с учетом времени года, состояния здоровья дошкольников и т.д.

СЛАЙД 8

 Б) Профилактика травматизма.

 Одним из важнейших направлений деятельности воспитателя по охране жизни и укреплению здоровья детей является система работы по профилактике травматизма детей дошкольного возраста как в ДОУ, так и вне детского сада. 

 1) воспитатель в группе ДОУ и на прогулочной площадке создает условия для исключения травм у дошкольников: ежедневно утром перед приходом детей педагог проверяет прогулочную площадку на предмет безопасности: отсутствия мусора (в т.ч., колющих, режущих предметов), сломанных, торчащих веток, осмотр МАФов, построек, ограждения и т.д.;

2)  в зимний период необходимо очищать дорожки от снега, сбивать сосульки с крыш веренд, малых форм, посыпать песком оледенелые места на прогулочной площадке;

3) в осенне-весенний период необходимо проводить отвод талых вод, обрезку кустарников.

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детском саду предусматривает решение наиболее важных вопросов: а) направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их; б) устранение неблагоприятных условий среды, в которой протека­ет жизнь ребенка. Для этого:

1) Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводится проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек).

2) Учитывая, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации, предусмотрено проведение групповых и индивидуальных бесед с воспитанниками о правилах поведения, в том числе, в лечебном блоке во время процедур («Осторожно, электричество!»), обеспечение расположения розеток на недоступной для детей высоте, прием лечебных процедур под постоянным наблюдением взрослого.

3) Работа с дошкольниками предусматривает использование различных форм: НОД, беседы, игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные) на оздоровительные темы; праздники и досуги, развлечения, включая форму КВН; целевые прогулки – в поликлинику, спортивная площадка школы, кабинет здоровья; встречи с интересными людьми  (в т.ч., мед. работниками), включая посещение их рабочего места; просмотр фильмов; прослушивание аудиозаписей

Взаимодействие  с родителями по профилактике детского травматизма

   Взаимодействие  с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье. Для этого в  ДОУ используются следующие формы  взаимодействия с родителями:

- родительские собрания (воспитатели рассказывают  родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице);

- стенды «Уголок безопасности»;

- беседы с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров;

- выставки детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности;

- дискуссионные встречи за «круглым столом»;

- встречи с  врачом-ортопедом и инспекторами ГИБДД;

- выпуск памяток для родителей («Обучение детей наблюдательности на улице», « Причины дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», « Правила перевозки детей в автомобиле» и др.).

- тематические выпуски газеты «Ветерок» («Здоровье детей в наших руках», «Уроки безопасности для родителей и их детей» и т.д.).

СЛАЙД 9

Направление III.   Лечебные процедуры.

- Посредством лечебной физкультуры оздоровление детей проводится 3 раза в неделю, а для детей, имеющих тяжелую патологию опорно-двигательного аппарата, предусмотрены дополнительные индивидуальные занятия.

         - Массаж

         - УФО, ингаляция (по назначение врача-педиатра)

          - Электрофорез, СМТ, ультратон-лазер, ультразвук, магнитотерапия, парафин  - проводятся по назначению врача-ортопеда.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Просмотрите слайды, иллюстрирующие содержание сегодняшней консультации.

СЛАЙДЫ 10-19 «Без комментариев»!

2. Мастер-класс «Точечный массаж по Уманской» - инструктор ЛФК .

3. Ответы на вопросы педагогов.

  

(Приложение 1)

 

Памятка для воспитателей

 

Система работы  по организации двигательного  режима в группе

 

1. Ежедневная утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение,  с включением специальных упражнений по профилактике простудных заболеваний (дыхательные упражнения), нарушения осанки (упражнения с сохранением правильной осанки), плоскостопия (разнообразные варианты ходьбы, ходьба по тропе  здоровья и массажным дорожкам, катание стопой колючих мячей).

2. Укрепление здоровья воспитанников во время НОД ОО  «Физическая культура» лучше проводить под музыку. Физические упражнения под музыку способствуют улучшению осанки, придают движениям выразительность, развивают их точность, координированность. НОД  ОО «Физическая культура» проводятся 3 раза в неделю по расписанию, 1  НОД в обязательном порядке проводится на свежем воздухе. С целью профилактики нарушений осанки в структуру физкультурных занятий включаются компоненты коррегирующих упражнений.

3. Музыкально-ритмические упражнения во время НОД ОО «Музыка», в режимных моментах.

4. Физические упражнения  после сна.  С целью активизации ребенка, устранения имеющегося дефекта опорно-двигательного аппарата ежедневно проводятся под контролем воспитателя. Эти упражнения выполняются с минимальным набором одежды (маечка, трусики, без обуви).

5. Прогулки на свежем воздухе с включением подвижных игр и упражнений (утром, перед обедом и вечером, в общей сложности до 4 часов в день) также помогают решению оздоровления детей и повышения их двигательной активности.

6. Физкультминутки.  Двигательному режиму особое внимание уделяется не только на прогулках, но и в групповых помещениях во время проведении НОД воспитателями.

7. Система спортивных праздников, развлечений, досугов. С целью воспитания у детей потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни планируется и эта работа проводится с учетом временных отрезков: зима, весна, лето, осень. Эта система также помогает решению задачи оздоровления детей.

8. Гимнастика для глаз. Проводится с целью профилактики заболеваний глаз во время НОД.

9. Пальчиковая гимнастика. Целесообразно проводить во время НОД, так и в других режимных моментах.

 
Copyright © Edgestile 2011
Копирование проекта и материалов без согласование с автором запрещено.