УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

Реестры зачисления и выдачи документов обучения УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

 
В рамках социальной программы
 "Бизнес-Обществу"
общероссийский
КОНКУРС
профессионального мастерства
для работников ДОУ Российской Федерации
 
Всероссийский конкурс
 
"Лучшая авторская публикация в сфере дошкольного образования 2012 РФ"
 
 

 

Использование игрушек – головоломок в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Поддержка талантливых детей.

                                                                                             

                                                                                                   Дюкина Л.Г., Кузьминых Е.А.                                                                                                   

            Необходимым условием качественного обновления  общества является умножение его интеллектуального потенциала. Актуальность проблемы обучения одаренных детей отражает поворот государства к личности и осознанию особой ценности для государства творческого потенциала его граждан. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Рассмотренные взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорда, А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн и др. доказали, что интеллектуальных способностей на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Однако практически все представленные работы направлены на развитие отдельных компонентов способностей, а не интеллектуальных способностей как структуры. Остался открытым и вопрос о приемлемых и действенных формах обучения дошкольников, позволяющих решать проблему успешного развития интеллектуальных способностей. Это и определило тему самообразования: «Педагогические условия развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».   

                Цель – изучить особенности интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, разработать и апробировать комплекс педагогических условий по развитию интеллектуальных способностей детей  старшего дошкольного возраста с учетом ведущего вида деятельности в данном возрасте – игры.  

                Эффективное развитие интеллектуальных способностей возможно в следующих педагогических условиях:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

          - организация познавательной игровой деятельности;

          - формирование системных знаний в единстве с развитием операций конструирования               на примере игр-головоломок, познавательных действий;

          - ведущая роль взрослого, обеспечивающего личностно-ориентированного построения педагогического процесса.

В соответствии с психолого-педагогическим обоснованием и вышеперечисленным принципам были разработан комплекс заданий, направленный на формирование и развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, который включает в себя разнообразные задания с использованием игрушек-головоломок.

Пространственные головоломки конструктора  Тумена- Олзия являются уникальными по своей конструкции. Конструктор состоит из деревянных деталей с разнообразными прорезями и выемками. Детали конструктора скрепляются, образуя модуль, пространственную конструкцию. Модули представляют собой сплав развлечения, умственных упражнений и конструирования. Модули можно разделить  на четыре группы по степени сложности крепления деталей конструктора.

В первую группу входят игрушки состоящих из двух деталей. Их крепление простое и не составляет особого труда при сборке. Единственное условие успешной сборки - это внимательное обследование деталей.

Следующие пять модулей составляют вторую группу - простые модули с простым ключом. Каждый модуль состоит из шести деталей и внешне они очень похожи друг на друга. В этой конструкции ведущее место занимает "ключ". "Ключ" определяет всю конструкцию. Разобрать модуль можно будет только тогда, когда  будет найден "ключ". Хотелось бы отметить игрушку под номером 10, она относится к простому модулю, но состоит из 20 деталей. В собранном виде представляет необычную, интересную конструкцию.

К третьей  группе относятся простые модули, но с фигурным ключом. Набор модулей состоит из 12 игрушек, они сделаны в виде зверей, что представляет особый интерес у детей. Принцип сборки данных модулей идентичен модулям второй группы. Ведущей деталью является «ключ» - прямая с головой животного являющаяся основанием для последующих скрепляемых деталей.

Четвертую группу головоломок можно назвать сложной, т.к. они собираются двумя блоками.

Первый блок - "колодец", состоящий из двух деталей с прорезями. Второй блок так же состоит из деталей с прорезями. Затем собранные блоки вводятся один в другой. Сложность при сборки составляет способность увидеть ведущие детали.

На все модули имеются чертежи, в которых схематично изображены все детали. В чертежах дается четкое руководство поэтапной сборки модуля. Каждый этап рассматривается в разных проекциях.

Уникальность головоломок еще и в том, что они изготовлены из дерева, что само по себе усиливает степень их воздействия, передавая в процессе работы с ними полезную энергетику дерева, подпитывая и оздоравливая организм человека.

                Игры – занятия:

использование игрушек – головоломок в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Поддержка талантливых детей.

                         

Работа с игрушками - головоломками представляет собой систему поэтапною обучения с постепенным нарастанием сложности. Работу определили следующие принципы:

1)      создание интереса:

2)      установление отношений партнерства;

3)      учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

4)      опора на принцип взаимодополняемости (объединение успешно                 справляющегося ребенка с неуверенным);

5)       доверие в силы ребенка;

Пользуясь  исследованиями известных психологов Еремеевой В.Д. и Хризман Т.П. в своей работе определили разные подходы в обучении для мальчиков и девочек. У девочек лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков, но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить. В любой деятельности, требующей поиска, свежего нестандартного решения, впереди мальчики. Все эти  характеристики мы учитывали при ознакомлении и обучении пространственным модулям.

Для решения поставленных задач мы разработали систему обучающих игр - занятий в работе с модулями, которые послужили основой развития интеллектуальных  способностей, а так же ряда умений и навыков.

При разработке содержания особое внимание было уделено его систематизации.  С этой целью занятия были составлены и разделены на блоки, гак как монгольские модули делятся на четыре степени сложности, где каждый модуль выступает как усложнение и дифференциация предшествующею, что, в свою очередь, последовательно ведет к усложнению представлений детей о конструируемых модулях.

Нами были отработаны приемы обследования предлагаемых детям модулей, которые бы обеспечивали выделение нужного содержания и формирование на этой  основе обобщенных представлений.

Однако, самое важное условие - создание общей атмосферы принятия, свободы, возможности для каждого ребенка пережить опыт своей успешности, "момент достижения". Такая задача требовала от взрослого особого внимания. При выполнении заданий оказывались разные виды помощи: кому - то нужна была одобряющая улыбка, кто-то нуждался в дополнительных разъяснениях, некоторым требовалась совместная работа со взрослым.

Мы старались строить общение таким образом, чтобы по возможности каждый ребенок мог публично порадоваться своему собственному результат или общему со взрослым. Дети делились своими достижениями друг с другом, помогали друзьям выполнять задания в группах.

Мы стремились построить систему занятий так, чтобы она давала возможность удовлетворить каждому ребенку потребность в развитии. При этом мы учитывали, что развитие происходит в процессе преодоления трудностей [ Ш.А. Амонашвили].

Целью первого этапа являлось - формирование детского экспериментиро­вания (где самостоятельно ставятся познавательная задача - нахождения способов крепления), то есть самостоятельное знакомство с конструктором. С этой целью мы провели два занятия. На занятиях мы познакомили каждого ребенка с конструктором.

Разумеется, сами дети не дифференцировали способы крепления. С помощью незнакомых деталей создавали различные комбинации. Совершенно очевидно: практические действия с деталями конструктора здесь носили познавательный характер.

Затем, мы расширили задачи работы с модулями:

-                     расширение представлений ребенка о головоломках;

-                     знакомство с игрушками первой степени сложности;

-                     знакомство с планом обследования объектов;

-                     учить разбирать и собирать игрушки.

На этом этапе дети действовали совместно со взрослым. Данный этап включал в себя три занятия.

Игра-занятие № 1, 2 Тема: "Чудо - игрушки"

Цель: рассказать о возникновении игрушки-головоломки. Вызвать интерес к работе с модулями. Дать представления для чего нужны такие игрушки.

План занятия.

1.                Разобрать с детьми слово "головоломки".

2.                Знакомство с монгольским модулем.

3.                Показать способ разборки и сборки модуля, отметить, что детали с прорезями и выемками и соединяя их одна скрепляется с другой.

4.                Познакомить с правилом обследования деталей.

5.                Практические действия детей.

Игра-занятие № 3,4

Тема: "Чудо - игрушка"

Цель: продолжать знакомить с игрушками первой степени сложности. Учить пользоваться правилами обследования деталей. Совершенствовать действия разборки и сборки модуля.

Проведенные занятия показали, дети у которых интерес к модулям возникал эпизодически или отсутствовал, легко эмоционально " заряжа­лись" поддавшись всеобщему увлечению.

Второй этап.

Цель второго этапа - развитие специальных умений и навыков при работе с модулями второй степени сложности, развитие умений пользоваться схемами. Продолжать учить пользоваться планом обследования деталей, развивать умение их дифференцировать

Благодаря заданиям этого этапа возникла атмосфера совместной работы со взрослым, ребенок получил представление о том, что общими усилиями можно достичь положительного результата. На данном этапе практиковали внесения элементов неизвестности, мальчики справлялись с этими заданиями с большим удовольствием, с большей уверенностью, чем девочки, зато девочки после нескольких повторов собирали игрушки сами. Этот этап включал в себя семь занятий, приведем пример двух из них.

Игра-занятие № 5

Тема: " Волшебный ключик".

Цель: познакомить с игрушками второй степени сложности, объяснить , что главное звено в конструкции - это "ключ". Учить детей самостоятельно анализировать конструкцию, выделяя в ней основные части и детали, их составляющие; определять назначение каждой из них.

 Ход занятия.

Вначале дали детям модули первой степени сложности, когда дети собрали модуль, внесли игрушки второй степени сложности. Провели анализ первой игрушки, отметили, что игрушка состоит из шести деталей, ведущей деталью является "ключ". Если "ключ" не найден, то и модуль разобрать не представляется возможным, так же как , если "ключ" неправильно поставлен в конструкцию, то модуль не соберется и детали не будут держаться.

Затем, обращали внимание, что модуль состоит из одинаковых деталей - боковин с помощью которых скрепляется модуль. Воспитатель показывал последовательность разборки игрушки, затем дети повторяли действия сами с помощью взрослого. После того, как дети разбирали модуль, мы начинали учить собирать его. Учили дифференцировать детали, находить ведущие, правильно крепить "ключ". Детям подсказывали, что детали можно располагать на столе в той последовательности, в которой разбирается модуль, а затем в той же последовательности собирали его. Затем детям давали время для самостоятельной работы с модулями.

Последующие занятия были идентичны пятому. Закрепились умения обследовать модули, дифференцировать детали, развивали навык работы с модулями. Перед детьми ставили задачу - разобрать и собрать модуль. При разборке и сборке модулей дети использовали четыре способа: логический, последовательный, способ проб и ошибок и способ механического скрепления деталей.

Игра-занятие № 8

Тема: «Такие все похожие, но в то же время разные».

Цель: продолжаем учить дифференцировать детали. Знакомить со схемой модуля и пользоваться им при сборке модуля. Развивать навык скрепления деталей.

 План занятия:

Вначале детям давали модуль первой степени сложности. Вместе анализировали пользуясь схемой обследования. Давали время на разборку и сборку модуля.

Затем показывали детям схемы модулей. На каждый модуль составлен паспорт. В нем изображены все детали, входящие в конструкцию модуля: "ключ", боковины, основа. Все детали расположены в последовательном порядке. Схемы помогали не перепутать детали, в ней показаны этапы сборки модуля (одна деталь подставляется к ведущей, ставятся боковины, затем конструкция скрепляется и закрывается "ключом"). Затем каждому ребенку давали модуль и схему сборки. Дети самостоятельно работали с модулями.

Данные занятия с внесением простейших схем и чертежей создавали возможность для развития внутренних форм наглядного моделирования, практическому созданию конструкций по простым чертежам- схемам - это вело к развитию логического мышления и комбинаторики.

На следующих занятиях данного этапа дети продолжали с помощью схем учиться собирать модули. Занятия позволили детям максимально раскрыться, проявить свои способности в конструктивной деятельности, пережить радость от полученного результата, совместно преодолевать трудности.

Третий этап.

Так как на третьем этапе мы знакомили детей с простыми модулями, но с фигурным ключом, то решили расширить схему обследования модулей:

1.                Рассматривание образца новой конструкции.

2.                Обследование модуля и сравнение его с предыдущим (установление общего и различного).

Далее следует уже использованная на предыдущих этапах схема.

Игра-занятие № 12

Тема: «К нам приехал зоопарк»

Цель: знакомство с игрушками третьей степени сложности. Учить работать по - новому способу сборки - разборки.

Ход занятия:

Вначале мы вместе с детьми рассматривали образец нового модуля, в первую очередь обращая внимание на объект в целом. В работе этого этапа пользовались исследованиями Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. Детям было свойственно при рассмотрении предмета воспринимать какие-то отдельные его части, чем-то наиболее заинтересовавшие их, а не весь предмет в целом, в результате чего происходило формирование неполного, отрывочного представления о предметах. В этом случае дети не могли воспроизвести этот предмет. Поэтому стало возможным формирование представлений о предмете с его целостного восприятия.

Затем дети под руководством экспериментатора рассматривали части, из которых состоит модуль, при этом соотносили детали модуля с чертежами. Следующим моментом, который мы выделили при обследовании явилось восприятие детьми пространственного расположения этих частей относительно друг друга. И наконец, мы вместе с детьми рассматривали строение каждой части с точки зрения состава деталей и их расположения.

Все обследование модуля велось в той последовательности которая соответствовала будущему процессу конструирования. Последнее облегчало детям планирование сборки модуля и его воспроизведение.

Такая четко построенная схема обследования обеспечила формирование целостно-расчлененного представления о конструируемом объекте, что создало его успешное воспроизведение. Нарушение этой схемы обследования вело к формированию неточных представлений об объекте и в конечном счете к неправильному его воспроизведению.

Наконец, пользуясь данной схемой обследования, дети научились устанавливать зависимость между деталями, что имело важное значение для формирования мыслительных процессов.

Четвертый этап.

На четвертом этапе детям предлагались головоломки сложные по своей конструкции, которые собираются двумя блоками. Данный этап включал в себя пять занятий.

Игра-занятие № 14

Тема:  «Посмотри, найди отличие»

Цель: знакомить детей со сложными модулями. Продолжать закреплять умение пользоваться схемой обследования модулей, дифференцировать детали, находить схожие детали, уметь выделять ведущие блочные детали.

 Ход занятия:

В процессе обследования мы обращали внимание детей на различие и сходство обследуемого модуля с собранными на предыдущих занятиях. Мы находили вместе с детьми общие части: детали с прорезями, блочные детали. В каждом модуле эти части могли быть различными: состоять из разных сочетаний деталей, однако, основные функции этих частей, их пространственные отношения оставались постоянными. Такое обследование модулей способствовало формированию у детей обобщенных представлений о конструируемых модулях. Постепенно, переходя от одного модуля к другому, дети становились более самостоятельными при анализе, умело пользовались схемой обследования, четко выполняли работу с чертежами.

На последующих занятиях при работе с модулями давали возможность детям максимально раскрыться, проявить свои интеллектуальные способности в конструктивной деятельности, пережить радость от полученного положительного результата, совместно преодолевать трудности.

На занятиях дети работали подгруппами. Подгруппы формировались таким образом, чтобы в них были дети с разным уровнем усвоения работы с модулями, уровнями развития конструктивных и творческих способностей.

Таким образом, можно сделать ввод о том, что процесс развития интеллектуальных способностей старших дошкольников педагогически управляем, и при осуществлении этого управления на практике позволяет достичь положительных  результатов.

 

 
Copyright © Edgestile 2011
Копирование проекта и материалов без согласование с автором запрещено.