УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

Реестры зачисления и выдачи документов обучения УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

>Вход на порал
Регистрация
     ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ НА МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЙДИТЕ ПО ДАННОЙ ССЫЛКЕ РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ ПО ДАННОЙ ССЫЛКЕ

 
В рамках социальной программы
 "Бизнес-Обществу"
общероссийский
КОНКУРС
профессионального мастерства
для работников ДОУ Российской Федерации
 
Всероссийский конкурс
 
"Лучшая авторская публикация в сфере дошкольного образования 2012 РФ"
 
  

Опыт работы по теме:

«Формирование представлений об общественном характере труда народов Поволжья у детей

старшего дошкольного возраста».

 

Старший воспитатель

МДОУ «Детский сад № 200»

Ленинского района г. Саратова

Беглецова Марина Юрьевна

     

Формирование представлений об общественном характере труда народов Поволжья в настоящее время является очень важным в работе МДОУ. У дошкольников необходимо воспитывать интерес к труду не только своего, но и других народов, воспитывать дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, культуру межнационального общения.

Через ознакомление дошкольников с произведениями художественной литературы талантливых национальных поэтов и писателей начинается представление детей об общественном характере труда народов Поволжья. Этому способствует также приобщение детей через сказки, пословицы и поговорки к народной мудрости, знакомство с песнями лучших национальных композиторов, с произведениями мастеров народных промыслов, творчеством национальных художников.

            Готовя детей к жизни, полной противоречий, мы обязаны дать им правильные ориентиры, подвести к пониманию того, что среди сверстников и взрослых любой национальности есть разные люди. Уважают того, кто с любовью и вниманием относится к своей матери, родным и близким, верен дружбе, трудолюбив, находчив, у кого золотые руки и доброе сердце.

            С чего же мы начали свою работу? Прежде всего, составили план, в котором было предусмотрено:

¬  Ознакомление с культурой народов России:

1.Устное народное творчество: сказки, былины, загадки, потешки, колыбельные, прибаутки, песенки, пословицы и поговорки.

2.Декоративно – прикладное искусство: знакомство с народными узорами и обучение детей составлять узоры по народным мотивам.

3.Использование народных музыкальных инструментов на музыкальных занятиях.

4.Национальные блюда народов России.

5.Знакомство детей с народными играми.

6.Национальная одежда.

7.Работа с родителями: родительское собрание, папки – передвижки, консультации.

 

Мы обогащаем представления детей о быте и труде народов Поволжья, о том, что сближает, роднит данный народ с другими.

Предметная среда в группе организована с учётом полоролевой специфики используемого дидактического и игрового материала, так чтобы дети могли найти для себя то, что больше всего их интересует. Имеются игровые центры для мальчиков и девочек, приспособленные для сюжетно-ролевых игр профессионально ориентированного характера: магазин, больница, семья, дочки – матери, парикмахерская, конструктор – строитель (крупный и мелкий строительный материал), макет дорожного движения, зоопарк,  деревня, пароход, фотокорреспондент, детский сад, театр, аптека, магазин цветов, овощной магазин, булочная, магазин игрушек; гараж и т. п.  Мы изготовили детскую ширму для игры в театр, куклы бибабо.

Мини-музей народных ремёсел русского и татарского быта, позволяет познакомить с трудом народных умельцев, рассказать о ремёслах, существовавшими издревле (пекарь, сапожник, гончар и т.п.), о трудовой деятельности народов Поволжья в прошлом.

      В группе создан уголок народного творчества, где представлены предметы и игрушки декоративно – прикладного искусства. Имеется интернациональный уголок, где находятся пособия, народные музыкальные инструменты и дидактические игры по ознакомлению дошкольников с народами Поволжья. В уголке для родителей – папка-передвижка  «Когда живётся дружно, что может быть лучше». В книжном уголке устареваем выставку книг фольклорных произведений, поэтов, писателей разных национальностей.

            Особое внимание уделяем народным обычаем, гостеприимству, уважения к старшим. На занятиях по ИЗО рассказываем детям о народно-прикладном искусстве, об особенностях национального костюма. На занятиях по развитию речи знакомим детей с устным народным творчеством. На занятиях по ознакомлению с окружающим проводим серию занятий о нашей Родине – России, о родном крае, о характере труда народов Поволжья. На этих занятиях дети узнали, что Саратовский край славен хлебом, что в нашем городе много различных предприятий, на которых работают родители ребят, что на Волге есть такой молодой город Тольятти, где есть автозавод, на котором делают автомобили.

(Есть на Волге город, молодой, да звонкий. Отовсюду виден там автозавод.

И живут в нём люди – труженики, Для которых Волга кружит и поёт.    – Тольятти)

Их цель – расширять представления детей о труде взрослых. Показать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей разных национальностей в разное время года. В  серии этих занятий большое внимание уделяется народным пословицам, поговоркам, сказкам, рассказам, народным играм, национальной одежде. При этом важно, чтобы вновь приобретаемые знания и впечатления соотносились с жизненным опытом дошкольника. Логическая взаимосвязь занятий, их эмоциональный характер, опора на жизненный опыт дошкольников залог успеха. Образное восприятие пословиц, сказок углубляется, если одновременно идёт ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом.

            Посредством сказок дети знакомятся с жизнью народа в прошлом. Это определяет и методику занятия: включения в беседу по произведению вопросы, ответы на которые требуют акцентирования на трудовые ориентации героев. Например, каким ремеслом занимался татарский народ? Как об этом сказано в сказке? В какую одежду был одет герой сказки?

            Анализируя и сравнивая, например, русские и татарские пословицы, дети узнают, что эти народы одинаково оценивают моральные качества человека, воспевают, трудолюбие. Дети, узнали, что у русского и татарского народа есть пословицы, характеризующие гостеприимство: «Кто гостей не любит звать, тому радости не знать» - татарская; «Не красна изба углами, а красна – пирогами» -  русская, восхваляющие трудолюбие: «Кончил дело – гуляй смело», «Всякая работа мастера хвалит» - русские; «Играть – играй, а дело не забывай», «Покажи себя в работе – будешь в почёте» - татарские.

            Высокий результат даёт такой методический приём, как использование ситуаций из художественных произведений, где действующими лицами являются сами дети.

            Работа по формированию представлений об общественном характере труда народов Поволжья рассчитана в большей степени на отдалённые, а не сиюминутные результаты.

Важнейшим средством формирования представлений об общественном характере труда народов Поволжья являются дидактические игры.

Рассмотрим для примера несколько дидактических игр.

            Дидактическая игра «Куда спешат автомобили». Цель: закреплять знание различных видов транспорта, их назначение, ролью в жизни человека.

            Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы». Цель: закреплять знание названий профессий, орудий труда.

Дидактическая игра «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». Цель: систематизировать знания детей о женских профессиях.

В работе по формированию представлений об общественном характере труда народов Поволжья мы используем различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей:

·         ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ: дидактические игры («Все работы хороши»; «Народные промыслы» и т. п.);

 различные игровые упражнения (обыгрывание различных бытовых ситуаций);

драматизация сказок («Колобок»,  «Маша и медведь» и т. п.),

использование сказочного персонажа (мальчик – Почемучка, Незнайка и др.);

различные сюжетно – ролевые игры («Шофёры», «Магазин», «Мастерская»…);

строительные игры («Улицы нашего города», «Мы едем, едем, едем» и т. д.);

народные и подвижные игры («Цветные автомобили», «Джигиты», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и. др.).

·         НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ: наблюдения; демонстрационный и раздаточный  материал; ТСО

·         СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ: чтение литературных произведений; разучивание пословиц, поговорок, рассказывание историй; беседы; метод тихого опроса; метод педагогической оценки; указание, пояснение; метод комментированного обучения; опора на опыт ребёнка.

·         ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: трудовая деятельность,  выполнение заданий; действия детей; продуктивная деятельность.

·         МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ: элементарные опыты, эксперименты; поисковые действия; моделирование проблемных ситуаций и решение их.

 При этом основным ориентиром является учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.

Профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. При работе по формированию представлений об общественном характере труда народов Поволжья это приобретает особую актуальность. Более того, преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является непременным условием. Воспитательные усилия педагогов и родителей должны быть согласованными.

Очень важно, чтобы родители знали основные задачи воспитания, осознали значение работы по  формированию представлений об общественном характере труда народов Поволжья для всей последующей жизни ребёнка. Нашей задачей являлось заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе. Постоянно держим  родителей в курсе событий, создавая возможности для ознакомления с работой детского сада на открытых занятиях, при посещении различных мероприятий; помещаем информацию в «Уголке для родителей»; организовываем специальные экспозиции и выставки детских работ. В плане – создание совместного альбома «Профессии наших родителей. Все работы хороши». А также создание с помощью родителей музея кукол «Кем быть? Ремёсла народов Поволжья»

 
Copyright © Edgestile 2011
Копирование проекта и материалов без согласование с автором запрещено.